Чтобы лучше понять, что такое система управления контентом, полезно сначала освежить в памяти – а что такое обычный HTML сайт?
Обычный сайт представляет собой комплект HTML страниц, соединенных гиперссылками в общую навигацию и загруженный на сервер хостинг-провайдера. Там сайт находится в неизменном виде, потому и называется статическим.
Чтобы внести изменения и дополнения в одну из страниц сайта, администратор должен отредактировать страницу в HTML-редактре и заново переписать ее на сервере при помощи FTP-клиента.
Предположим, компания решила поменять логотип или контактные данные. Тогда придется вручную переделывать все страницы сайта и заново их выгружать на хостинг. Фактически, статический сайт это очень много ручной работы.
Когда ресурс разрастется хотя бы до двадцати страниц, у веб-мастера начнутся серьезнейшие проблемы с обслуживанием. А есть сайты, состоящие из нескольких сотен тысяч страниц. Потребуется целый штат администраторов и модераторов, чтобы управляться с таким виртуальным авианосцем. Вот почему веб-разрабочики и придумали такую полезную штуку, как CMS – система управления контентом.
CMS разделяет ресурс на контент и оболочку. Кто работал с MS Word знаком с таким понятием, как “слияние документов”. Собственно, точно такая система. Имеется шаблон веб-страницы, на поверхности которой есть заполненные и пустые места. Пустые места предназначены для вставки туда содержимого:
1. Текстовые статьи.
2. Графические элементы.
3. Медиаконтент.
Заполненная часть мастер-страницы представляет собой собственно дизайнерское решение.
Идея в том, что информация хранится отдельно в базе данных. Когда пользователь вызывает сайт в браузер, нужная веб-страница заново заливается контентом и отправляется в путь.
Поскольку динамические сайты каждый раз приходится воссоздавать заново, загрузка страниц происходит несколько медленнее, чем в обычном статическом сайте.
Часто CMS называют системами управления сайтами и это правильно. Современная система управления контентом далеко не ограничена только вставкой информации куда нужно. Множество дополнительных блоков, виджетов, дополнений позволяют превратить сайт практически во что угодно.
1. Настроить на страницах сайта прием денег в оплату за покупки.
2. Изучать и анализировать статистику посещаемости.
3. Специальные виджеты помогают веб-мастеру оптимизировать ресурс: проставлять внутренние ссылки, обрабатывать метатеги и все остальное, что нужно для SEO.
Поэтому правильнее говорить система управления сайтом, а не просто контентом.
На сегодня разработаны буквально тысячи CMS на всякий вкус и цвет:
1. Для персональных блогов.
2. Для корпоративных проектов.
3. Для интернет-магазинов.
4. Для социальных сетей.
Самой популярной считается CMS WordPress. В чем же ее привлекательность? Базовый пакет поставляется абсолютно бесплатно, вместе с хостингом, на неограниченное время и без вопросов.
Именно для WordPress разработано больше всего тем, виджетов и всего остального. При желании можно за вполне умеренную плату мгновенно перейти на коммерческий тариф и начать зарабатывать на своем ресурсе денежки.
Из отечественных самая известная Битрикс. Это довольно дорогая коммерческая система управления контентом. И управляться с ней довольно трудно. Битрикс является элементом коммерческого престижа. Круто так сказать, в компании бизнесменов: “А у меня сайт на Битрикс”. Все говорят “О!” И про себя думают: “С этим парнем будет полезно держать контакт”.
Однако популярность как раз и является основной проблемой такого рода CMS. Проблема в том, что если на одной программе в интернете работают тысячи сайтов, хакеру достаточно подобрать ключики к одному, и свободный доступ ко всем остальным получен.
Поэтому популярные CMS необходимо как можно чаще обновлять в целях обеспечения безопасности.
Защищенный от злоумышленников вариант CMS это так называемые самописные системы управления контентом. Такую CMS кодит один программист и кроме него никто не сможет войти внутрь.
Зато возникает совершенно другая неопрятность – постоянная зависимость от разработчика. Чтобы владелец сайта не пожелал добавить, за все опять платить разработчику. Если же код открывается для других, то уже и с безопасностью гарантий нет.
Существует еще промежуточная модель между статическими сайтами и сайтами на системах управления контентом. Речь идет о конструкторах сайтов. Можно сказать, в конструкторе все так устроено, чтобы обойти проблемные места как обычных, так и динамических сайтов.
Неужели у конструкторов нет проблем? Есть, и заключается неприятность в гораздо более высокой стоимости программного обеспечения, по сравнению с CMS или визуальными редакторами для создания HTML сайтов.