Что такое интернет-мошенничество


Интернет-мошенничество – это афера киберпреступников в Интернете, которые хотят получить от пользователя важную информацию или финансовые средства обманом. Это частично отличается от обычной кражи, ведь человек добровольно предоставляет информацию с банковских карт или сразу деньги.

Киберпреступники могут удачно маскироваться под государственные сайты. Например, выдают себя за органы здравоохранения, интернет-банки, онлайн-казино и другие.

Также отличается тем, что личного контакта между жертвой и преступником нет. Все действия происходят дистанционно. Это усложняет установление личности мошенника. А передача денег – дистанционная. В этом есть плюс, ведь можно точно установить сумму ущерба.

Каждый день много людей покупают в Интернете товары гигиены, одежду, подарки, оплачивают телефонные и коммунальные услуги, авиабилеты. Ежегодный оборот – сотни миллиарды долларов. И эти деньги привлекают интернет-аферистов. Их доходы исчисляются миллиардами. Попасться в ловушку легко. Поэтому чтобы не оказаться в лапах аферистов нужно знать их методы работы и не терять бдительность.

Виды и классификация мошенничества

Наиболее часто используемые методы обмана:

  • Ошибочный перевод. На девайс или банковскую карту приходит платеж. Раздается звонок (или приходит SMS), где отправитель просит деньги обратно, потому что они были ошибочно отправлены. Позже человек обнаруживает: снята двойная сумма. Во втором варианте мошенник подделывает уведомление о пополнении счета и тоже просит возврат денег. Тут рассчитывают на то, что человек не сообразит проверить баланс.
  • Легкий заработок. Предлагают дистанционную работу с большой зарплатой. Но нужно заплатить скромную сумму денег, чтобы получить схему заработка. Зачастую имеется в виду онлайн-казино. Также сюда относятся сервисы онлайн-знакомств. Тут в опасности доверчивые люди.
  • Победа в лотерее. Известный онлайн-лохотрон. Чтобы получить «подарок», нужно отправить деньги за пересылку. Результатом является потеря своих финансов.
  • Благотворительность. Помогать тяжело больным людям хорошо, но не все такие благотворительные организации настоящие. Мошенники прикидываются представителями одной из них и собирают деньги на лечение тяжелой болезни.
  • Фишинг. Целью таких сайтов является обмануть максимально большое количество людей за короткий промежуток времени. Сейчас создавать любые сайты очень просто. Злоумышленники максимально копируют портал финансовой организации. Далее жертва вводит информацию с банковской карты или счета и пароль. Мошенники, зная это, спокойно пользуются деньгами.
  • «Блокировка» счета. Такие сообщения содержат просьбу перевести деньги, чтобы разблокировать карту. Иногда жертву просят отправить подтверждающее смс. Это известный «звонок от сотрудника банка», в котором требуется подтвердить данные карты (номер, верификационный код, секретное слово, данные о годе и месяце окончания работы CCV-кода). Или приходит SMS со ссылкой на фишинговый сайт. Результат – потеря финансов.
  • Фейковая банковская карта. Приходит «выгодное» предложение: за небольшую абонентскую плату открыть банковскую карту с высоким кредитным лимитом и привлекательной ставкой.
  • Нигерийские письма. Стандартное мошенничество через электронную почту. Здесь приходит письмо на e-mail, в котором у жертвы якобы погиб дальний родственник и оставил огромное наследство. Но чтобы получить деньги, нужно оплатить услуги «адвоката».
  • Обман на сайтах знакомств. На сайтах знакомств злоумышленники втираются в доверие. Позже выманивают деньги на то, чтобы приехать к «любимому» человеку с целью создать семью. Или на покупку новеньких вещей (телефона, билетов, оплаты визы, одежды). Возможен даже вариант с выпрашиванием денег на лечение. А потом мошенник прекращает переписку под любым предлогом. 

Обман в соцсетях

Каждый имеет свой аккаунт в разных соцсетях. Общение в интернете уже стало привычной частью жизни человека и практически заменило живое.
Поэтому преступникам не всегда нужно выпрашивать персональные данные, ведь люди легко делятся этим сами, облегчая жизнь мошенников. Размещая информацию о себе, человек доверяет эти данные всем людям. Не каждый из них желает добра.

За фотографией приятного человека может скрываться очень хитрый и жадный киберпреступник, который явно желает завладеть чужими деньгами. Не стоит первому встречному говорить все о себе. Особенно информацию, с помощью которой можно нанести вред. К этому относятся видео и аудиотрансляции. Они, как и переписки, могут быть сохранены кем угодно.

Объекты киберпреступников

Таковыми являются не только доверчивые люди, но и девайсы. На человека давят психологически. А для электроники опасны неблагонадежные сайты, секретные программы, клавиатурные шпионы и другие. С помощью компьютера преступники узнают информацию о друзьях, с которыми человек переписывался в последнее время, и отправляют SMS от их имени.

Как распознать обман и уберечь себя от мошенничества

Выявить интернет-преступника можно по трем критериям:

  • Он будет создавать панику и ажиотаж.
  • Попросит сообщить ему информацию с вашей карты.
  • Может представиться банком, другом или кем-то известным.
Действия для исключения афер:

1. Для начала стоит тщательно проверить сайт, на котором будет осуществляться покупка или перевод денег. Одна отличительная буква от оригинального портала на фейк-странице наведет на мысли об обмане и поможет уберечь финансы.
2. Вводить адреса самостоятельно.
3. При шопинге в Интернете лучше постараться узнать информацию о поставщике, читать отзывы о товаре.
4. Легкого заработка не бывает. Только киберпреступники могут обещать всего за неделю заработать гору денег. Ни один человек не станет продавать информацию о заработке огромных сумм.
5. Пользуйтесь VPN. Злоумышленники могут следить за сетью кафе или другого общественного места, где доступен Интернет. Поэтому пароли, переписки и личные данные оказываются под угрозой.
6. Не используйте легкие пароли. Лучше установить набор букв или цифр, а не дату рождения сестры.
7. Если приходит странное SMS или звонок, проверяйте достоверность полученной информации.
8. Не переходить по ссылкам от неизвестных людей.
9. Игнорировать спам.
10. Запомнить: сотрудники банка не просят данные карт.

Что делать если попался в ловушку

Лучше не начинать общение с аферистом, а сразу сообщить в банк. Но если попались, то вот несколько мер для защиты личной информации.
В первую очередь заблокируйте банковскую карту и учетную запись интернет-банкинга. Далее сообщите о мошенниках и обратитесь в полицию.
Афериста ловит специальный орган, занимающийся интернет-преступлениями, – киберполиция. При этом используют новейшие технологии, чтобы найти афериста и наказать его.
Киберполиция отслеживает атаки хакеров, действия интернет-мошенников и другое.

Куда еще сообщать о происшедшем

Помимо полиции, киберполиции, банков стоит сообщить поисковой системе Google и Yandex о сайте-двойнике.
Если это произошло через платежную онлайн-систему, то обращаться в службу поддержки данной ПС. Иногда может удастся узнать личные данные паспорта афериста. Тогда уже появится возможность обратиться в суд.
В случае с интернет-магазинами лучше написать жалобу на продавца. Если она будет проигнорирована, то подать заявление в правоохранительные органы или прокуратуру.

Все сайты магазинов находятся на хостинге. Это предусматривает наличие там паспортных данных хозяина. Поэтому сразу можно подавать в суд и отстаивать права потребителя.

Как вернуть утерянные деньги

Если клиент сообщит об аферистах в течение суток, банк будет обязан вернуть деньги. После он заблокирует счет и проведет расследование.
Если киберпреступники взломали систему банка, то есть виноват банк, большая вероятность, что утраченные финансы вернут. Но если человек добровольно сообщил преступнику данные карты, учреждение скинет вину на пользователя. В таком случае иногда все же можно вернуть небольшую часть суммы. Но на такое не стоит рассчитывать постоянно.



Как Вам статья?
Нравится? Поделитесь в соцсетях!