Интернет-мошенничество – это афера киберпреступников в Интернете, которые хотят получить от пользователя важную информацию или финансовые средства обманом. Это частично отличается от обычной кражи, ведь человек добровольно предоставляет информацию с банковских карт или сразу деньги.
Киберпреступники могут удачно маскироваться под государственные сайты. Например, выдают себя за органы здравоохранения, интернет-банки, онлайн-казино и другие.
Также отличается тем, что личного контакта между жертвой и преступником нет. Все действия происходят дистанционно. Это усложняет установление личности мошенника. А передача денег – дистанционная. В этом есть плюс, ведь можно точно установить сумму ущерба.
Каждый день много людей покупают в Интернете товары гигиены, одежду, подарки, оплачивают телефонные и коммунальные услуги, авиабилеты. Ежегодный оборот – сотни миллиарды долларов. И эти деньги привлекают интернет-аферистов. Их доходы исчисляются миллиардами. Попасться в ловушку легко. Поэтому чтобы не оказаться в лапах аферистов нужно знать их методы работы и не терять бдительность.
Виды и классификация мошенничества
Наиболее часто используемые методы обмана:
Ошибочный перевод. На девайс или банковскую карту приходит платеж. Раздается звонок (или приходит SMS), где отправитель просит деньги обратно, потому что они были ошибочно отправлены. Позже человек обнаруживает: снята двойная сумма. Во втором варианте мошенник подделывает уведомление о пополнении счета и тоже просит возврат денег. Тут рассчитывают на то, что человек не сообразит проверить баланс.
Легкий заработок. Предлагают дистанционную работу с большой зарплатой. Но нужно заплатить скромную сумму денег, чтобы получить схему заработка. Зачастую имеется в виду онлайн-казино. Также сюда относятся сервисы онлайн-знакомств. Тут в опасности доверчивые люди.
Победа в лотерее. Известный онлайн-лохотрон. Чтобы получить «подарок», нужно отправить деньги за пересылку. Результатом является потеря своих финансов.
Благотворительность. Помогать тяжело больным людям хорошо, но не все такие благотворительные организации настоящие. Мошенники прикидываются представителями одной из них и собирают деньги на лечение тяжелой болезни.
Фишинг. Целью таких сайтов является обмануть максимально большое количество людей за короткий промежуток времени. Сейчас создавать любые сайты очень просто. Злоумышленники максимально копируют портал финансовой организации. Далее жертва вводит информацию с банковской карты или счета и пароль. Мошенники, зная это, спокойно пользуются деньгами.
«Блокировка» счета. Такие сообщения содержат просьбу перевести деньги, чтобы разблокировать карту. Иногда жертву просят отправить подтверждающее смс. Это известный «звонок от сотрудника банка», в котором требуется подтвердить данные карты (номер, верификационный код, секретное слово, данные о годе и месяце окончания работы CCV-кода). Или приходит SMS со ссылкой на фишинговый сайт. Результат – потеря финансов.
Фейковая банковская карта. Приходит «выгодное» предложение: за небольшую абонентскую плату открыть банковскую карту с высоким кредитным лимитом и привлекательной ставкой.
Нигерийские письма. Стандартное мошенничество через электронную почту. Здесь приходит письмо на e-mail, в котором у жертвы якобы погиб дальний родственник и оставил огромное наследство. Но чтобы получить деньги, нужно оплатить услуги «адвоката».
Обман на сайтах знакомств. На сайтах знакомств злоумышленники втираются в доверие. Позже выманивают деньги на то, чтобы приехать к «любимому» человеку с целью создать семью. Или на покупку новеньких вещей (телефона, билетов, оплаты визы, одежды). Возможен даже вариант с выпрашиванием денег на лечение. А потом мошенник прекращает переписку под любым предлогом.
Обман в соцсетях
Каждый имеет свой аккаунт в разных соцсетях. Общение в интернете уже стало привычной частью жизни человека и практически заменило живое. Поэтому преступникам не всегда нужно выпрашивать персональные данные, ведь люди легко делятся этим сами, облегчая жизнь мошенников. Размещая информацию о себе, человек доверяет эти данные всем людям. Не каждый из них желает добра. За фотографией приятного человека может скрываться очень хитрый и жадный киберпреступник, который явно желает завладеть чужими деньгами. Не стоит первому встречному говорить все о себе. Особенно информацию, с помощью которой можно нанести вред. К этому относятся видео и аудиотрансляции. Они, как и переписки, могут быть сохранены кем угодно.
Объекты киберпреступников
Таковыми являются не только доверчивые люди, но и девайсы. На человека давят психологически. А для электроники опасны неблагонадежные сайты, секретные программы, клавиатурные шпионы и другие. С помощью компьютера преступники узнают информацию о друзьях, с которыми человек переписывался в последнее время, и отправляют SMS от их имени.
Как распознать обман и уберечь себя от мошенничества
Выявить интернет-преступника можно по трем критериям:
Он будет создавать панику и ажиотаж.
Попросит сообщить ему информацию с вашей карты.
Может представиться банком, другом или кем-то известным.
Действия для исключения афер: 1. Для начала стоит тщательно проверить сайт, на котором будет осуществляться покупка или перевод денег. Одна отличительная буква от оригинального портала на фейк-странице наведет на мысли об обмане и поможет уберечь финансы. 2. Вводить адреса самостоятельно. 3. При шопинге в Интернете лучше постараться узнать информацию о поставщике, читать отзывы о товаре. 4. Легкого заработка не бывает. Только киберпреступники могут обещать всего за неделю заработать гору денег. Ни один человек не станет продавать информацию о заработке огромных сумм. 5. Пользуйтесь VPN. Злоумышленники могут следить за сетью кафе или другого общественного места, где доступен Интернет. Поэтому пароли, переписки и личные данные оказываются под угрозой. 6. Не используйте легкие пароли. Лучше установить набор букв или цифр, а не дату рождения сестры. 7. Если приходит странное SMS или звонок, проверяйте достоверность полученной информации. 8. Не переходить по ссылкам от неизвестных людей. 9. Игнорировать спам. 10. Запомнить: сотрудники банка не просят данные карт.
Что делать если попался в ловушку
Лучше не начинать общение с аферистом, а сразу сообщить в банк. Но если попались, то вот несколько мер для защиты личной информации. В первую очередь заблокируйте банковскую карту и учетную запись интернет-банкинга. Далее сообщите о мошенниках и обратитесь в полицию. Афериста ловит специальный орган, занимающийся интернет-преступлениями, – киберполиция. При этом используют новейшие технологии, чтобы найти афериста и наказать его. Киберполиция отслеживает атаки хакеров, действия интернет-мошенников и другое.
Куда еще сообщать о происшедшем
Помимо полиции, киберполиции, банков стоит сообщить поисковой системе Google и Yandex о сайте-двойнике. Если это произошло через платежную онлайн-систему, то обращаться в службу поддержки данной ПС. Иногда может удастся узнать личные данные паспорта афериста. Тогда уже появится возможность обратиться в суд. В случае с интернет-магазинами лучше написать жалобу на продавца. Если она будет проигнорирована, то подать заявление в правоохранительные органы или прокуратуру. Все сайты магазинов находятся на хостинге. Это предусматривает наличие там паспортных данных хозяина. Поэтому сразу можно подавать в суд и отстаивать права потребителя.
Как вернуть утерянные деньги
Если клиент сообщит об аферистах в течение суток, банк будет обязан вернуть деньги. После он заблокирует счет и проведет расследование. Если киберпреступники взломали систему банка, то есть виноват банк, большая вероятность, что утраченные финансы вернут. Но если человек добровольно сообщил преступнику данные карты, учреждение скинет вину на пользователя. В таком случае иногда все же можно вернуть небольшую часть суммы. Но на такое не стоит рассчитывать постоянно.