Сегодня знания подавляющего большинства пользователей Всемирной Паутины о работе Сети ограничены в лучшем случае настройками роутера для раздачи по квартире WI-FI. Еще чаще – записанным номером телефона технической поддержки провайдера или сервисной мастерской. В случае любых неполадок мы привыкли звонить, кричать, что у меня глючит Интернет и нервно ожидать колдуна-специалиста, который магическим образом исправляет и настраивает наши компьютеры на нормальную работу.
ВКонтакте, Одноклассники, Фэйсбук и любимые онлайн-кинозалы становятся снова доступны – и мы спокойны до очередного сбоя, после которого снова начинаем вопить и винить во всех проблемах китайских производителей. Между тем виноваты чаще всего мы сами, совершенно забывая, что существуют интернет технологии безопасности, знание и умение пользоваться которыми значительно бы упростило нам жизнь и заставило забыть об огромнейшем количестве проблем с Сетью.
Для наглядного подтверждения того, что сказанное выше полностью справедливо, хотелось бы рассказать об одном из тысяч курьезных случаев, напрямую подтверждающих полнейшую безграмотность пользователей в этой сфере. При покупке ноутбука по объявлению и общению с продавцом выяснилось, что машинка стала сильно тупить после того, как закончился срок лицензии антивирусного ПО. Владельцы решили, что вирусы полностью испортили компьютер, и восстанавливать его после заражения не имеет смысла, а намного проще купить новый. Причем этот продавался по цене нерабочего, то есть в разы дешевле, хотя ноут был куплен чуть более года назад и на него только истек срок гарантии.
И это на самом элементарном уровне знаний об интернет технологиях безопасности – об антивирусных программах и их возможностях. Стоит ли говорить о том, как округляются глаза таких пользователей при вопросе, например: а через песочницу работать не пробовали? Несмотря на то, что по этой тематике написано как минимум десятки тысяч очень доступных и понятных статей, именно такая преступная безграмотность и безответственность к вопросам обеспечения безопасной работы в Сети и стала побудительным мотивом написания этой серии обзоров, посвященных современным технологиям защиты от возможного вреда из паутины.
Самый первый миф, в который стойко и непоколебимо верят многие пользователи, это существование некоего непобедимого вируса, способного выводить из строя железо компьютера. О том, что любой вирус, это всего лишь вредоносный программный код, вмешивающийся в работу только того же программного обеспечения компьютера, напрочь забывают, по большому секрету сообщая, что это новый, против которого бессильна любая интернет технология безопасности.
Так вот, вспомните одну простую истину – каждый вирус создается человеком, а все, что выходит из-под человеческих рук, можно изменить. Вирусы – не исключение. Буквально на каждый ответом будет антивирус. Это уже не миф – это объективная реальность существования сегодня Всемирной Паутины (впрочем, так было и будет всегда). Поэтому просто оставим эту водяную и бесконечную тему о мифах (а продолжать ее можно до бесконечности), и дальше будем говорить только о существующих способах защиты. Причем даже не об антивирусном обеспечении, а о вещах таких же серьезных, важных и действенных в обеспечении безопасности.
Как это не может показаться странным, но даже у людей, более-менее знакомых с основными правилами и понятиями интернет технологий безопасности, определение термина VPN вызывает некоторое затруднение и вам могут назвать как минимум четыре версии объяснения этого термина и способов его работы. Причем все сказанное будет большей частью субъективным, что делает необходимой задачу правильного объяснения принципов работы этой технологии, чем мы и займемся дальше.
Появление VPN ведет корнями к середине 60-х годов, когда в телефонных сетях появилась услуга Centrex. Так называлась технология защиты передаваемой информации между абонентами нескольких бизнес-структур через один комплекс совместно использованного оборудования объединенной частной станции Private Branch Exchange. С развитием цифровых технологий такие станции переформатировали для целей создания выделенных корпоративных сетей и организации связи через них группой компаний, объединенных общими деловыми интересами. Это позволяло экономить значительные средства, снимая необходимость для каждой компании строить собственную станцию с дорогостоящим оборудованием. Несколько позже такие сети общего пользования получили развитие в возможности организации в пределах такой сети замкнутых между собой пользовательских групп, или так называемых Closed Users Group (CUP). При этом посторонний доступ к группе со стороны был ограничен по модернизированной виртуальной технологии PBX.
В связи с существующими в Centrex техническими ограничениями дальнейшим развитием стала идея о создании виртуальной частной сети. Так появилась VPN - объединение Closed Users Group, составляющее единую корпоративную сеть независимо от удаленности друг от друга.
В следующем выпуске обзора мы более подробно расскажем об этой технологии в ее современном виде и о ее значении, как средства безопасности вашей работы в Интернет. А пока мы ждем ваших комментариев, вопросов и пожеланий о том, что конкретно вы хотите узнать из начатой нами темы.