Интернет-мошенничество появилось тогда же, когда появился сам интернет. Информационная среда развивается и меняется — мошеннические методы не отстают от прогресса. Поскольку сегодня подключение к глобальной сети — правило, а не исключение, преступникам уже не нужно вручную «подсаживать» жертве вирус или вредоносную программу: достаточно переслать файл или ссылку.
Однако во многих случаях мошенничество строится даже не на применении сложных технологий, а на неосмотрительности и различных способах обмана. Чтобы избежать большинства проблем, достаточно азов информационной грамотности и внимательного отношения.
Сами способы мало изменились с 1990-х и 2000-х годов, когда к интернету подключались с помощью ПК или ноутбука. Главное нововведение последних лет — мобильный интернет. Схемы же актуальны для пользователей компьютеров, планшетов и смартфонов — никакой разницы нет.
Вероятно, самая старая схема. От мошенников поступает звонок (электронное письмо, сообщение) о том, что получатель якобы выиграл крупную сумму или ценный приз (варианты: получил в наследство, стал участником благотворительной программы и так далее). Всё, что требуется сделать, — перевести сравнительно небольшую сумму в качестве пошлины (комиссии, залога). Присылают реквизиты, номер карты или телефонный номер для перевода.
Конечно, переводить деньги в ответ на такой запрос нельзя. О любом выигрыше или наследстве получатель, согласно закону, получает уведомление в виде документа, а не звонка или сообщения. И уж тем более от него не будут требовать совершить денежный перевод.
Вариации «бесплатного сыра», то есть другие способы выманить деньги:
мошенники выдают себя за представителей уполномоченного органа (налоговой инспекции, полиции и так далее) и сообщают, что получатель якобы должен срочно уплатить штраф;
звонок или сообщение приходят якобы от имени банка, а сумму запрашивают для разблокировки карты, отмены операции или получения бонуса;
отправитель или звонящий выдаёт себя за сборщика пожертвований на лечение, за организатора благотворительной программы.
В любом случае схема работает благодаря человеческим эмоциям — страху, жадности или сочувствию. Необходимо уточнить, от имени какой организации поступает обращение, и перезвонить по официальному номеру телефона. Если в разговоре или в сообщении упоминаются личные данные, это ничего не значит: сегодня узнать имя по номеру телефона предельно просто.
Стремясь заполучить личные данные и пароли жертвы, мошенник может прислать ссылку или файл, маскируя их под что угодно: видео, фото, «горячую» новость, сборник полезных советов, обещание лёгкого заработка.
Чтобы обезопасить себя, нужно:
установить на устройство антивирус, защитное приложение;
не принимать ссылки от незнакомых пользователей;
если ссылка пришла от знакомого и настораживает — связаться с ним другим способом, например по телефону, и уточнить, потому что аккаунт могли и взломать;
при переходе на сайт убедиться, что это именно тот домен, который имеется в виду: чаще всего «ошибка» в написании — признак обмана.
Мошенники часто маскируют ссылки, сокращая их с помощью специальных сервисов. Не стоит вестись на интригующие комментарии: их единственное предназначение — чтобы любопытство оказалось выше благоразумия.
Основные советы для пользователей интернета, в том числе мобильного, не желающих стать жертвой мошенников:
не поддаваться эмоциям и перепроверять информацию, которая поступает якобы от организаций или уполномоченных органов;
не звонить по неизвестным номерам и не отправлять смс-сообщения, особенно если указан короткий номер (за исключением официально подтверждённых);
не привязывать банковскую карту на сайте или в приложении, которые вызывают сомнения, не вводить подтверждающие коды и не разрешать списание денег.
Несмотря на любые предосторожности, никто не застрахован на сто процентов. Если возникли подозрения, что мошенникам удалось воплотить свой преступный план, нужно сделать следующее:
временно отключить устройство от интернета, чтобы оно не отправляло и не принимало никакие данные;
если автоматически списались деньги с карты — как можно скорее заблокировать её, а затем обратиться в банк с заявлением об отмене операции (в некоторых случаях банки идут клиентам навстречу);
если перевод был совершён вручную — сразу обратиться в банк с просьбой его отменить (не стоит особо надеяться на успех, но шансы всё-таки есть);
после перехода по подозрительной ссылке или запуска сомнительного файла — провести сканирование устройства на вирусы и угрозы.
Что касается пароля в ходе любой регистрации, то в идеале нужно создавать отдельные сложные комбинации символов для каждого аккаунта. На практике это неудобно, и проблему каждый пользователь решает по-своему. В любом случае, если есть подозрение, что пароль достался мошенникам, лучше его поменять.
На многих сайтах, в приложениях (особенно тех, которые управляют банковскими картами и электронными кошельками), предусмотрена двойная верификация: с помощью смс-кода, отпечатка пальца и так далее. Не стоит пренебрегать такой возможностью: в интернете дополнительная защита не бывает лишней.