Многие пользователи сети интернет задаются вопросом: почему Google умудряется предоставлять рекламу именно тех предложений, которые были вбиты в строку поиска? Это не волшебство и ясновидение, за вами очень виртуозно следят, да так, что от «хвоста» отстать не удастся даже после отключения геотаргетинга и очистки его от cookies.
Изначально веб-трекинг подразумевал составление исключительного идентификатора для каждого браузера посетителей сайтов. Создавалось это не из злых побуждений, а только в целях извлечения пользы. Пример: владельцы сайтов могли определять предпочтения посетителей и совершенствовать предоставляемую информацию. Вскоре неограниченные возможности сети пришлись очень кстати рекламному миру.
Самое элементарное – cookies. При первом посещении пользователя сервер определяет идентификатор, который хранит информацию о пользователе. Таким образом, с помощью cookies любые сайты сразу узнают своих пользователей без последующей авторизации. При этом cookies активно употребляются для веб-трекинга, а значит файлы cookies – это один из самых прозрачных механизмов слежки.
Несмотря на то что почти все браузеры оборудованы инструментами блокировок «печенек», проблема стоит очень остро. Не каждый пользователь регулярно чистит файлы cookies, да и ограничения на установку cookies зачастую очень условны, браузеры считают родными файлы, которые получены через перенаправку или другие способы загрузки страниц. С самого начала куки рождали беспокойство у пользователей интернета, ведь наблюдение за их поступками и выбором серьезно подвергает опасности тайну личной жизни.
Кроме файлов cookies HTTP существуют Flash cookies или Local Shared Objects, размер которых значительно больше. Они имеют способность сохранять не только текстовые идентификаторы, но и более сложные элементы, а некоторые сайты используют их, чтобы узнать, что именно делал пользователь. К Local Shared Objects близка технология Silverlight Isolated Storage, основное отличие которой в том, что она не привязана к браузеру, а очистка данных на нее не влияет.
Использование кэширования уменьшает нагрузку на интернет и увеличивает быстроту загрузки страниц. Если содержимое страницы веб-сайта трансформировалось, в кэше хранится его предшествующая версия, причем при последующем обращении документы доступны без выгрузки с сервера. Однако кэш еще используется и как хранилище идентификаторов, назначенных в теле загруженного скрипта, и если сервер определит в заглавиях бесконечное будущее, то кэшированная копия с маячком будет беречься бессрочно.
HTML5 – это не только язык для структурирования, но и набор механизмов для хранения данных, которые идентифицируют пользователя. Хотя данные HTML5 содержатся сообща с прочими данными сайта, распоряжаться ими через браузер весьма трудно.
Не секрет, что все поисковые запросы или иные действия, которые выполняются под учетной записью поисковых систем, сохраняются на сервере. При этом ссылки на результаты поиска заключают в себе редирект на URL-посредник и данные поискового запроса. При переходе с основной страницы на требуемый сайт браузер сначала передает данные о запросе, а потом уже отправляет вас на необходимый ресурс. Так работают практически все поисковые системы кроме свободного поисковика DuckDuckGo.
Все знают, что доступные параметры браузера особой ценности не представляют, однако, если их объединить, они определяют индивидуальное значение пользователя. Другими словами, каждый раз, когда вы заходите в сеть, браузер «сливает» ваши данные. IP-адрес, наличие cookies, пользовательские настройки, наборы шрифтов, разрешение монитора, данные User-Agent – все это отпечаток браузера, своеобразная цифровая подпись. Если подвергнуть ее анализу, можно определить, кому этот браузер принадлежит. Что характерно, чем больше маскируется пользователь, тем больше на общем фоне выделяется его браузер.
Есть еще один метод слежки – это характеристики, привязанные не к самому компьютеру, а, скорее, к его владельцу. Поведение и настройки помогают идентифицировать каждого клиента сети. Выбираемый язык, часовой пояс, жесты мышью, продолжительность нажатия на клавиши – это параметры, исключительные для каждого пользователя.
Приведенные способы – это лишь малая толика технологий слежки всемирной сети интернет. Одни из них явны, могут проверяться и им можно противодействовать, другие – спрятаны очень крепко, и бороться с ними практически невозможно, даже обладая соответствующими знаниями. Именно поэтому, странствуя по Сети даже в приватном порядке просмотра, необходимо помнить, что передвижения все равно могут отследить. В настоящее время трекинг угрозы не представляет, но кто знает, как будет в будущем…